Любовь и смерть Макса Кюсса, гл. 7

Юрий Козиоров
Глава 7. «БЕЖЕНКА»

Весной 1919 года произошло общее наступления большевиков, французы не имели особого настроения помогать Добровольческой армии и оставили Одессу, пришлось оставить ее и «добровольцам». В начале апреля в город вошли подразделения атамана Григорьева, который на тот момент воевал на стороне большевиков. В городе была установлена советская власть, продержавшаяся до конца августа, когда в город вновь вернулись войска Добровольческой армии. Но в следующем году «добровольцев» прогнали в Крым и с февраля 1920 года советская власть установилась в Одессе окончательно.

А Макс стал искать работу по специальности. Он был уверен, что военные оркестры востребованы в любой армии при любом строе. И в конце 1920 года оказался капельмейстером оркестра 33-й стрелковой бригады одесского ВОХРа. А в феврале следующего года умерла Рахиль Вольфовна, жена Макса. Умерла от той же «испанки», что и Вера Холодная, эта болезнь в то время каждую зиму навещала Одессу и уносила многие жизни. Смерть жены Макс воспринял очень тяжело неожиданно для их сына, который в свои 17 лет уже вполне осознал, что его родители не испытывают друг к другу горячей привязанности. Но классик не зря сказал, что привычка заменяет счастье. Макс чувствовал теперь себя несчастным и усталым и испытывал огромную потребность уехать из Одессы куда глаза глядят.

Уехали в Симферополь, где Максу предложили место приват-преподавателя музыки в клубе Симферопольских пехотных курсов. Ему уже 48. Он далёк от политики и вообще от всего, что не связано с музыкой. Все непривычное ставит в тупик. В анкете, которую надлежало заполнить, непривычной была графа «национальность». В царское время в послужных списках такой графы не было, была графа «вероисповедание», в которой Макс привычно писал – лютеранин. Теперь он, недолго раздумывая, в графе «национальность» написал «лютеранская», и в 1922 году это проходит. Но на следующий год Макс переехал в Харьков, где ему предложили место капельмейстера в Школе червонных старшин, и надо было снова заполнять анкету. Макс спросил сына, который тоже устраивался на работу:
– Жан, какую ты пишешь национальность?
– Еврей.
– А почему?
– Так мама же была еврейкой.
– Но ты же не знаешь ни слова по-еврейски.
– Это ничего не значит. Национальность определяется национальностью родителей.
В конце концов, Макс написал, что он по национальности немец, что родным языком считает немецкий, а на вопрос «Какими другими языками владеете?» ответил – русским. (В конце 20-х он еще раз фиксирует в своей анкете немецкое происхождение с той лишь разницей, что родным языком считает русский, а «на немецком свободно говорит, читает и пишет».)

В начале 1923 года Макс регистрирует брак с харьковчанкой Валентиной Минаевой. Но скитания по городам продолжаются: после Харькова Полтава, потом Артёмовск. Он мечется, и нигде не находит покоя. Сын остался в Харькове: работает помощником коменданта Дома Красной Армии имени К. Е. Ворошилова и эта работа его вполне устраивает. А новый брак вот-вот распадется: жена не хочет скитаться, она хочет вернуться в Харьков. Вечерами из окон его временных квартир слышится голос любимого кларнета, с ним Макс не разлучен. Весной 1924 года в Артемовске встретил бывшего однополчанина и узнал, что Вера Яковлевна Кирилленко живет в Москве. И маэстро устремляется в столицу. Жена возвращается в Харьков, ей уже кое-что известно и она поняла, что в Москве ей делать нечего. Макс же не сразу, но все же находит хорошую работу – место командира музыкального взвода 1-го Конвойного полка. Поселяется в самом центре Москвы, в Благовещенском переулке. Пишет марши для встреч и проводов высоких гостей. Но в середине лета 1927 года его увольняют.

Аттестация на командира музвзвода Кюсса М. А.: «Тов. Кюсс с большими музыкальными познаниями, свое дело любит и знает хорошо. Оркестр поставить может. В знании музыкального дела к подчиненным требователен. Как администратор слаб. С музыкантами бывает иногда груб, что объясняется раздражительностью в связи с преклонным возрастом. Подход к подчиненным неумелый, не тверд в требованиях, касающихся внутреннего распорядка. Политически отсталый и в этом отношении работает над собой недостаточно. Как специалист назначению своему вполне соответствует. Как администратор нуждается в помощнике в лице старшины. Подлежит увольнению из армии, как не представляющий ценности».

Макс Кюсс не очень озадачен новым поворотом судьбы. Работу нашел сразу. Народ любил звучание духового оркестра. И Макс Авельевич с музыкантами с удовольствием играли в парках и на танцплощадках для отдыхающих горожан. В это время он создает свое танго «Ночь в Бразилии», фокстрот «Алешаша», вальсы «Крестьянка» и «Сердце Востока». Ноты были рукописные, расписывал партитуры для оркестра сам, от руки. Издавать новые композиции было некогда. Но все выступления своего оркестра Кюсс неизменно начинает с вальса «Амурские волны», его не оставляет надежда, которая, как известно, умирает последней.

Наступил 1931 год. Пожилая женщина идет по московской улице и откуда-то из парка до нее доносится знакомая мелодия. Свернула к парку, вошла. На скамьях сидят люди, немногие танцуют. А когда музыка закончилась, подошла к дирижеру:
– Макс Авельевич, вы меня узнаете?
Как было ему не узнать Веру Яковлевну! И вот они сидят на скамейке и беседуют. Рассказывают друг другу о пережитом. Она вдова, муж умер у нее на руках между двумя революциями. Потом умерла старшая дочь. С младшей дочерью и внучкой приехала в Москву. Живет на съемной квартире у дьякона на Данилевском кладбище. Помогает дочери воспитывать внучку и не видит смысла что-либо менять в своей жизни. А Макс Авельевич женат уже в третий раз. Клавдия Павловна – простая и добрая женщина, но ей с ним трудно: у него стал очень тяжелый характер. И он согласен: поздно что-либо менять, молодость не возвращается.

После этой встречи был написан еще один вальс – «Беженка», вальс о том, что жизнь прошла и в памяти – одни сожаления. Ноты будут изданы и это сохранит часть жизни композитора Кюсса.

Глава 8.  http://proza.ru/2022/02/25/1065